Путь над рекой: мосты Имана

Путь над рекой: мосты Имана

С первыми трещинами льда, с первыми проблесками серебряной чешуи воды в полынье, во время весенних мутных разливов, в летний зной и осеннюю синь воды реки разделяют два берега, а вместе с ними – людей, их судьбы и инфраструктуру. «Волшебной палочкой» в ситуации объединения берегов выступают мосты.

Издревле с помощью различных рукотворных сооружений  люди пытались соединить противоположные берега ручьев, рек, проливов, обрывов ущелий. Мост – одно из древнейших изобретений человечества. Маленькие, шаткие, временные, низкие и высокие, вантовые и разводные, они сближают берега, тем самым облегчая жизнь людей, живущих по обе стороны водоема.

Чем дальше один от другого берега, чем глубже водоем, тем крепче, длиннее и добротнее мост.  Для рождения моста нужны люди: кто будет его проектировать и строить, кто будет по нему ходить и ездить, кого он будет в итоге соединять.

В мире существует великое множество мостов, они настолько разные по инженерному решению, материалам изготовления, эстетической составляющей, что сравнивать их немыслимо. Разве можно сравнить Дворцовый мост в Санкт-Петербурге, Золотой мост во Владивостоке и мост через Амур в Хабаровске, называемый «Амурское чудо»? Каждый по-своему неповторим, у каждого — уникальная история строительства, но назначение у них общее – объединение берегов. Именно поэтому 29 ноября в мире отмечают День мостов.

Многие мосты являются символами городов или стран, признаны объектами культурного наследия, другие известны только в рамках небольшого села или района, но от этого они не менее значимы.

Мосты несут не только практическую значимость для людей, но и являются своеобразным романтическим символом: в скольких песнях и стихах задействованы мосты и противоположные берега – просто не сосчитать! А сколько легенд и примет сложено про них, среди которых самые известные – свадебные. Например, считается, что молодоженам на счастье  нужно пройти семь мостов в день свадьбы. Если верить примете, то начать с первого «Моста детства» (пустить в воду бумажные кораблики) и закончить «Мостом любви» (запереть замок на перилах и ключ бросить в воду).

Одна из главных рек севера Приморья – Большая Уссурка или более привычный слуху Иман на протяжении своих 440 километров протекает через Дальнегорский городской округ, Красноармейский и Дальнереченский районы, на самой границе с Китаем сливаясь с Уссури. По разным берегам Имана обжились 20 сел и один город, которые объединяют 8 мостов: 2 пешеходных подвесных, 2 железнодорожных, 2 автомобильных деревянных, 2 традиционных бетонно-железных монолитной советской постройки.

На территории Дальнегорского городского округа Иман только набирает силу, подпитываясь водами, пробирается сквозь Сихотэ-Алинь. Здесь нет населенных пунктов, практически нет дорог, а значит, и нет мостов.

Следуем вниз по течению реки, первый мост Большой Уссурки ждет нас около Мельничного. Его так и называют – Мельничинский мост. Без него нет дороги на Терней, он — связующее звено между северными районами края. Не будет моста, и остановится работа лесозаготовителей, транспортное сообщение будет разорвано, другой дороги здесь нет. И тогда в Тернейский район придется ехать с большим крюком в несколько сотен километров.

Мельничинский мост — своеобразный ориентир для туристов, стремящихся к морю, рядом с ним путники в большинстве своем делают привал, пьют чай, отдыхают от трудностей грунтовой дороги и просто любуются рекой. Вокруг, насколько хватает взгляда, раскинулись сопки, и деревянное полотно моста, и низкие его перила гармонируют с этой величественной таежной красотой, но вместе с этим мост требует от водителей предельной внимательности и сноровки.

Далее вниз по течению возле Дальнего Кута раскинут один из самых узнаваемых подвесных мостов Приморья, символ Красноармейского района и своеобразные ворота в национальный парк. Хоть заповедная территория и начинается гораздо дальше, для туристов и гостей парка он является своеобразной точкой отчета. Позади — ежедневная суета, впереди — только тайга, реки, шум ветра и туманы. На подвесном мосту даже самому искушенному путнику хочется достать телефон и сделать несколько снимков, ведь мост, его опора, река, скалы на противоположном берегу и оставленный чуть в стороне паром составляют прекрасную композицию для съемки и никого не оставляют равнодушным.

Следующий мост через Иман расположен на трассе «Дальнереченск-Восток» сразу за Рощино, поэтому и называют его Рощинским мостом. Он же является одним из символов села наряду с рекой и Багульниковой сопкой. Если бы в масштабах района применялось такое понятие, то его можно было назвать стратегическим, ведь на противоположной стороне — Вострецово, Незаметное, Глубинное, Восток. До открытия моста в 1971 году в соседние села переправлялись на лодках и паромной переправе, действовавшей между Рощино и Вострецово. Этот мост самый большой и основательный в районе, выдержавший за 50 лет множество паводков и наводнений. Среди рощинцев гуляет история, что мост-то должен был иметь еще несколько пролетов и заканчиваться за Заячьей протокой, но планы изменились.

Далее по течению расположен еще один пешеходный подвесной мост, соединяющий Новопокровку и Новокрещенку. В холодное время по реке прокладывают зимник,  в остальное время года жители пользуются мостом. Высокий и живописный подвесной мост за пределами района менее известен, чем Дальнекутский, но зато по праву считается свадебным мостом – именно на его перилах закрывают на ключ свое счастье молодожены после регистрации.

Недалеко от Лукьяновки по дороге в Лимонники раскинулся самый «молодой» мост, практически заново построенный после тайфуна Лайонрок. Новый мост – безопасный и довольно добротный, сдобренный высокими деревянными перилами и полотном, выполненным корабельной кладкой. Этот мост последний через Иман в Красноармейском районе, остальные расположены уже на территории соседнего района.

Удивительно, но железнодорожных мостов через Большую Уссурку два. Первый находится недалеко от переезда в ЛДК, здесь проходит грузовая железнодорожная ветка (Дальнереченск-2, Вагутон), и мост был крайне необходим. Любопытно, что его практически никто не видел, даже фото найти не удалось. Хотя, если пройти несколько километров за ЛДК на север, преодолев бездорожье и болота, характерные для этих мест, то можно издалека полюбоваться на него. По второму железнодорожному мосту на выезде из Дальнереченска мы всякий раз проезжаем, путешествуя в Хабаровск.  И, наконец, самый большой и проходимый автомобильный мост через Большую Уссурку – на федеральной трассе у Сальского.

Цитируя Алексея Иванова: «Мосты – самое доброе изобретение человечества, они всегда соединяют». И пускай далекий берег кажется неприступным, главное – начать строить!

 

Пресс-служба

НП «Удэгейская легенда»

 

 

 

Похожие записи

Что Вы думаете по этому поводу:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.